ЭССЕ
«Я– современный педагог»
Кулиш Елена Александровна- мастер производственного обучения
«Педагог, который не сковывает, а освобождает,
не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует,
не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,
переживёт вместе с ребёнком много
вдохновляющих минут».
Януш Корчак
Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые требования к педагогу, он всегда в поиске. Так какой же он, современный учитель? По моему мнению, учитель – новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям! Роль учителя в современном обществе громадна. Ведь это даже не профессия, а Призвание! Слово “учитель” известно людям всех возрастов, от школьника-шестилетки до почтенного старца. Учитель обучал грамоте первоклассника, а им в свое время был каждый из нас. Лучшие умы человечества всегда рассматривали труд учителя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества. Какова же роль педагога в современном обществе?
Если сказать честно, то никогда не думала, что стану педагогом. В детстве мечтала стать бухгалтером, экономистом, финансистом, но только не учителем. Но судьба распорядилась иначе: я получила образование бухгалтера в политехническом колледже г.Астаны, выйдя замуж переехала в поселок и единственная работа, которую мне предложили, это работа в школе. Подумала, поработаю, пока не будет вакансии в бухгалтерии. И так проработала в школе 10 лет. Позже, получив высшее экономическое образование, решила совместить образование по диплому и педагогический опыт. Так я попала в систему ТиПО.
Где бы я не работала, я не получала такого удовлетворения от работы, как в колледже. Главные жители этой страны – это студенты. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.
Вот уже третий год я работаю с молодежью. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, идя по пути педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Надо многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новые технологии.
В моем понимании преподаватель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Преподаватель считает, что всегда что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как я стала работать с детьми.
Я, как современный педагог, должна чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века. Радует, что в настоящее время наше государство Казахстан и правительство обратило особое внимание на проблемы образования. Нашим педагогам оказывается всяческая поддержка в социальной сфере, повышается заработанная плата. Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет, но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться успехам и победам. По мнению родителей, престиж учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Умение учителя учиться в течении всей свой педагогической карьеры, здесь очень важно. Все это служит одной цели – повышению качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными во взрослом мире.
Есть еще одна часть, составляющая общий портрет педагога в современном обществе, – о развитие. Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности возможно добиться качественных результатов обучения. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на дороге учителя. Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать ему.
1. Я – “двигатель” в обществе, катализатор (ускоритель) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, я в значительной мере способствую формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, быстро схватывающих все передовое в разносторонней жизни общества.
2. Я – профессионал, составляющий преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим — через молодое поколение. Я, как эстафету, передаю опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.
3. Я – “аккумулятор”, накапливающий в себе социальный опыт. И в этой роли выступаю как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, затем передаю их молодому поколению.
4. Я – специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений и поведения людей, достигнутый к тому времени. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен (с субъективной точки зрения) для пользования детьми.
5. Я – лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.
6. И, наконец, еще одна, едва ли не главная, социальная функция педагога в современном обществе — формирование духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями современного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит ее регулировать свое поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.
Таковы, на мой взгляд, мои социальные функции как современного педагога в современном обществе. Труд учителя никогда не был лёгким и простым. Современный педагог имеет дело с более сложным контингентом подростков, чем его предшественники. Педагог должен знать методы изучения своих подопечных и применять различные способы и приёмы дифференциации и индивидуализации обучения. Следовательно, эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя.
Дети очень тонко чувствуют, какой учитель перед ними. Любит он их или просто «либеральничает», знает он предмет или нет, понимает он их потребности или нет. Чтобы грамотно преподавать, заинтересовать ученика, учителю нужно понять потребности современного ученика. А для этого необходим учитель, влюбленный в свой предмет, уважающий личность учащегося, способный воспринять его точку зрения, учитель-психолог, учитель, владеющий современными ИКТ, учитель – соратник.
В своем опыте работы использую такие формы взаимодействия, когда я не только воспитываю и учу, но стимулирую стремление учащихся к саморазвитию, стараюсь, чтобы обучение воспринималось учащимися не только как необходимость, но и вызвало позитивные чувства, происходило в условиях психологического комфорта. Профессия мастера производственного обучения стала для меня возможностью самореализации личности. Работа педагога – мастера приносит удовлетворение, новую энергию. Принципы, которые я хотела бы реализовывать в своей работе, можно выразить следующей формулой: традиционность — новаторство мастерство. Вспоминаются
слова известного русского публициста Николая Александровича Добролюбова: «Прекрасна дорога — иди в педагоги».
Итак, я - учитель, мастер, новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, и просто и каждодневно отдающий свое сердце детям!
Завершить я бы хотела словами Л. Н. Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».