Место работы |
ФИО автора |
должность |
Директор образовательного учреждения |
КГУ «Агротехнический колледж №7, город Есиль, Есильский район» управления образования Акмолинской области
|
Марусанич Светлана Александровна |
методист |
Клименко Лариса Ивановна |
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
В СВЕТЕ ПАРАДИГМЫ «ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ»
В начале своего выступления я прошу вас, уважаемые читатели, ответить на один простой вопрос: «Почему глаза у людей — спереди?»
Ответы: Когда видишь свою цель, куда удобней идти вперед, чем пятиться. Если бы глаза были на затылке, ты бы видел все то, что оставляешь позади. И это мешало бы тебе идти вперед.
Вывод: А с глазами спереди ты видишь, как твоя цель постепенно становится все ближе. И это помогает людям двигаться вперед.— Но есть еще кое-что. Глаза спереди позволяют тебе видеть тех, кто идет впереди тебя.
Меняются целевые установки в обществе, соответственно происходят изменения в образовательной среде. Главным событием, связанным с системой образования Республики Казахстан, является целенаправленная работа по повышению профессионального развития педагога, повышению престижа профессии учителя. В настоящее время впервые за долгие годы Педагог становится ключевой фигурой модернизации казахстанского образования. Сегодня становится все более очевидным тот факт, что никакие изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя.
Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Надо отметить, что именно так строилась методическая работа в колледже раньше и такое положение дел нас, в какой-то мере, устраивало.
В настоящее время характер трудовой деятельности выражается в смене приоритетов. При этом специфика современного развития выдвигает на первый план понятие обучение (learning – обучение, осуществляемое самим человеком), подчеркивая тем самым роль и ответственность граждан за собственное развитие. Развитие образования и обучения в обществе, основанном на знаниях, предполагает смену самой парадигмы обучения, ставя в центр обучающуюся личность и обучение в течение всей жизни. Формальное образование перестает быть процессом трансляции знаний - акцент перемещается на умение учиться всеми и каждым и на самостоятельное освоение знаний.
Признавая ключевую роль педагога в достижении качества образования, большая роль отводится формированию профессиональных компетенций учителя. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать, так как в современной педагогике происходит качественный скачок к эффективности обучения. Лавина научно-технической информации захлёстывает образование, проявляется тенденция формирования нового образа педагога - не просто специалиста своего дела, а преподавателя с новым типом мышления, т.е. людей инициативных, творческих, смелых в отношении принятия решений по различным вопросам, высокообразованных.
Успех реформ, происходящих в образовании, заключающийся в переходе от знаниевой парадигмы к компетентностной, в значительной степени зависит от готовности преподавателей к работе в новых условиях.
Учитывая новые ценности образования и методической работы в целом, нами были определены новые цели и разработана модель методической работы в колледже. Словосочетание «обучение в течение всей жизни» в нашем колледже не воспринимается больше как лозунг, а становится синонимом непрерывного профессионального образования и обучения. Главный принцип работы нашего образовательного учреждения - не работа идет за человеком, а человек идет за работой.
Преследуемая цель работы одна: повышение профессионализма педагога.
Профессиональное развитие преподавателей осуществляется в двух направлениях: личностном и профессиональном.
Личностный рост – это качественная характеристика преподавателя как агента профессиональной деятельности, предполагающая развитие таких профессионально значимых качеств, как мотивация, творчество, система ценностей, и т. д. Личностный рост отождествляют с саморазвитием. Главным условием педагогического
самообразования является самоконтроль. Приступая к педагогическому самообразованию, преподаватель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности. Профессиональный рост – это количественная характеристика, подразумевающая высокую профессиональную квалификацию, развитые профессиональные умения, включая принятие решений, планирование, алгоритмы разрешения проблемных ситуаций, то есть все то, что ведет к получению высоких результатов в профессиональной деятельности. Как правило, под профессиональным ростом понимается профессиональная подготовка: образование и повышение квалификации.
Повышение квалификации можно рассматривать как результат, как процесс, как целостную образовательную систему. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.
С 2012 года мы применяем новую форму повышения квалификации: выездные курсы на базе колледжа. За последние три года в колледже прошли курсы повышения квалификации 100% ИПР.
ИНФОРМАЦИЯ
КГУ “Агротехнический
колледж №7, город Есиль, Есильский район” управления образования
Акмолинской областио повышении профессиональной
компетентности ИПР колледжа за 2012-2016 учебный год
Годы повышения |
Всего педагогов |
Всего преподавателей, прошедших переподготовку: | |||||||
В РИПКО СО АО «Өрлеу» |
В рамках межд. проектов в зарубежных центрах |
В межрегиональном центре пед.работников ТиПО |
В межрегиональных учебных центрах по использованию ИКТ |
В Акмолинском филиале АО «Өрлеу» |
Стажировка на базе предприятий |
ИПК МПА «Туран-профи» |
НАО «Холдинг Касипкор» | ||
2011-12
|
43 |
- |
- |
1 |
- |
5 |
- |
- |
- |
2012-13 «Методика разработки модульных программ, основанных на компетенциях»
|
38 |
2 |
- |
- |
2 |
25 |
- |
- |
- |
2013-14 «Инновационные технологии обучения обучение в профобразовании» «Дуальная система в профессиональном образовании»
|
34 |
27 |
1 |
- |
- |
29 |
- |
- |
- |
2014-15 «Инновационные технологии обучения в профобразовании»
|
40 |
- |
- |
1 |
- |
33 |
6 |
3 |
- |
2015-16 «Организация эффективного образовательного процесса с использованием ИКТ»
|
38 |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
|
5 |
Темы курсов повышения квалификации выбираются по согласованию с Өрлеу и соответствуют приоритетным направлениям ГПРО. Ежегодно курсы повышения квалификации проходят не менее 35% от общего числа работающих ИПР.
Таким образом, повышение квалификации лежит в основе профессионального развития преподавателя, его профессиональной компетентности.
Приведенные примеры, конечно, способствуют профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. От того, насколько человек умеет управлять процессом собственной деятельности, зависит успешность и результативность его действий как самостоятельной личности. А моя задача как методиста мотивировать педагога, убедить, показать перспективы роста….
Если мы хотим достичь высокого мирового стандарта качества жизни, то и работать нужно соответственно. Поэтому особую важность приобретают дисциплина и качество труда. Без этих простых правил об успешной социальной модернизации не может быть и речи.
У нас в Казахстане уже настало время, когда каждый имеет возможность жить стабильно и не просто прокормить свою семью, а дать детям образование и планировать будущее.
Но сколько бы государство ни прилагало усилий к тому, чтобы повысить уровень благосостояния населения, он не вырастет, если каждый казахстанец не станет трудолюбивым хозяином своей судьбы, не будет ценить и приумножать то, что есть хорошего в нем самом и в его стране.
Предложение: необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в образовательных учреждениях лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.
Ниже приводится перечень стимулов, которые можно использовать в колледже и служить вознаграждением за эффективное профессиональное развитие и активное участие в научно-методической работе.
1. Предоставление времени на методическую работу (работа на дому).
2. Творческий отпуск в каникулярное время.
3. Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе, например «Педагог на доверии» (можно в теч. определённого времени)
Список использованной литературы
1.Большой педсовет // Казахстанская правда. -1998. – 5 декабря.
2. Закон РК «Об образовании»- Астана, 2007г.
3.Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, и др. – М.2007.
4.Ушинский К.Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968.
5.Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Ғылым, 1998.
6. Концепция непрерывного профессионально - педагогического образования педагога новой формации РК-Астана,2005.
7.Тотанова А.С. Педагогическое мастерство- Алматы, 2011